Курсы котировок

доллар на черном рынке продают по такому курсу
banker.ua

От Панамы до Киева…

Дмитрий МИХАЙЛЕНКО, партнер ОМП
Апрель 2016

История с панамской компанией еще раз показала, насколько тщетны усилия по «защите бизнеса через конфиденциальность» (защищают, по нашему мнению, не столько от рейдеров, сколько от наших же контролирующих органов) или использованию «умных номиналов». Несколько кейсов, с которыми я успел ознакомиться, показывают «жалюгідність» использования виолончелиста в качестве миллиардера, и даже надежды на то, что «закрыл компанию – никто не узнает».

 

Для начала, мы хотели бы отвлечься от проблем президентов и обсудить ее с точки зрения бизнесменов – налогоплательщиков, которые дружною гурьбой следовали по накатанному пути, создавая фейковые компании.

 

Во-первых, хотели бы отметить, что подобного рода раскрытие информации, которое пока происходит спорадически по инициативе журналистов или в порядке уголовного производства (смотри дело «Феникс Капитал»), в дальнейшем будет поставлено на системную основу в рамках международного обмена налоговой информацией, к которому обязалась присоединиться Украина. Видя эту тенденцию, а также процессы, которые происходят в Украине (раскрытие бенефициарных собственников, валютный контроль) и в Европе (4 директива), мы получили дополнительное подтверждение, что единственно правильным решением в среднесрочной перспективе является:

 

- открытое и законное учреждение компаний за рубежом, с соблюдением формальностей украинского законодательства;

 

- прозрачная история происхождения доходов/ активов зарубежной компании. Если это заемные средства, они должны быть получены на рыночных условиях;

 

- перенесение активов, функций и рисков (substance) на зарубежную компанию, вплоть до трудоустройства / изменения налоговой резидентности акционеров, ключевого менеджмента и персонала.

 

Каждая из этих подзадач являются важной для целей легального налогового планирования.

 

Соответственно, юридический продукт, который должны предлагать сервис-провайдеры неофитам, будет дороже вчерашних, однако может оказаться в разы дешевле прочих расходов, которые сопровождают нормальное функционирование бизнеса. В первую очередь – расходов на свой персонал, а не на чужой почтовый ящик.

 

В конечном счете это приведет к тому, что легальное налоговое планирование, опираясь на юридическую, и экономическую (сущностную) составляющую, должно тестироваться на возможность немедленно объявить относительно создания нового подразделения, его целей, команды, бенефициаров, и быть готовым обосновать получаемую им прибыль тем функциям, активам и рискам, которые делегированы новой структуре.

 

Теперь, отвлечемся от структурирования бизнеса и поговорим о нашей стране вообще.

 

То, что в ней происходит, в разных сферах, мне очень не нравится. Такое впечатление, что действующая власть пошла во все тяжкие и качает деньги любыми неправдами ради финансирования будущих выборов. Взятки за бюджетное возмещение, взятки за восстановление электронных ключей для регистрации налоговых накладных – все это происходит на наших глазах. Чем это заканчивалось в прошлом – всем известно. Поскольку у избирателей, которые наблюдают за этой картиной, тож есть глаза, убедительно выиграть на выборах не получается, потом приходит новая власть другого пошива, садит старую, а потом эту новую уже приходится свергать за счет жертв простых людей.

 

Мы очень сильно повторяем все коленца предыдущего десятилетнего политического витка (сейчас находимся на стадии юридического безвластия), и мне совсем не нравится, что мы не можем выбраться из этого заколдованного круга.

 

Ну это частности. Уже много лет присутствует более общая тенденция, независимо от фаз политического цикла, причем если и можно говорить о ее эволюции, то только в худшую сторону.

 

Вкратце я называю ее «Преступное государство – преступное общество».

 

Поговорим об обеих частях этой модельки.

 

Преступное государство. Раньше, скажем во времена феодализма, варяги, объезжая покоренные деревни и собирая дань, чувствовали себя в свое праве, потому как право было простым и по большому счету сводилось к твердости руки и следованию указаниям сюзерена.

 

Соответственно, правительственная верхушка не отягощала себя угрызениями совести. Картина мира была в их глазах, равно как и в глазах большинства подчиненных была вполне гармонична и честна.

 

Мал помалу эта идиллия разрушалось. Простых исполнителей приказов всласть перевешали в Нюрнберге, а в Украине тем временем придумали еще более жесткую фишку: держать представителей власти впроголодь, чтобы возможными выходами для их достойного существования становились либо побег из власти, либо должностные преступления. Это удобно: преступниками проще заправлять, потому как они быстро разучиваются делать что-то альтернативно полезное, а пригрозить тюрьмой им можно всегда.

 

Причем, эта система работает на всех уровнях: от народного депутата до писаря в ГФС. Как-то из нее сумела вырваться патрульная полиция, говорят за счет зарубежных грантов.

 

Что удивительно, идея простого увеличения зарплаты последовательно отвергается, поскольку, дескать, на это в бюджете не хватит денег. Только вдумайтесь: государство – самая большая корпорация в этой стране, перераспределяет через себя сотни миллиардов гривень, но его менеджеры не могут (а может, не хотят) обеспечить достойный рыночный уровень зарплат – задачу, с которой с легкостью справляется любая фирмочка с персоналом в 10 человек!

 

Преступное общество. Тоже доведено до того, что честное выполнение своих обязанностей считается или моветоном или прямым путем к банкротству. Это кошмар: на западе стыдно не платить налоги, а у нас, судя по комментариям к панамскому делу, стыдно перед коллегами, когда их полностью заплатили.

  

Что важно, обе составных части этой макро-модели усиливают, стимулируют друг друга. Преступному чиновнику удобнее иметь дело с преступным налогоплательщиком с объективной точки зрения (можно выполнить планы по доначислениям и штрафам или по взяткам), и субъективной точки зрения («все мы из одного теста, пускай тут не выпендриваются»). Преступному налогоплательщику тоже без преступного чиновника тяжело обойтись: кто их тогда будет не замечать или выгораживать в судах?

 

В общем, они удобно устроились. На этом фоне существует островок, который пытается жить честно. Прошу не обижаться тех, кого тут не вспомню, но это некоторое количество украинских бизнесменов, которые соблюдают закон вопреки всему; эксперты на зарубежных грантах; зарубежные корпорации, которые соблюдают свои законы, да еще и в придачу украинские; а также бизнес-ассоциации и прочие сервис-провайдеры, которые подписались под цивилизованными методами ведения борьбы. Этот островок, впрочем, не обнаруживает тенденции к росту, даже защитить своих получается не всегда – на фоне чудных историй, когда на одном конце экономической цепочки наши преступные налогоплательщики воруют НДС, а на противоположном конце налоговики «мочат» буржуйские предприятия как типа «выгодополучателей».

 

Преступное общество-государство тоже не в состоянии окончательно задавить этот островок, поскольку, во-первых зависит от внешних кредиторов (откуда в основном и пришли мегакорпорации), во-вторых, должно продуцировать миф об исключении из правила (если кто считает, что мы насквозь проворовались – мы Вам покажем плательщиков, которые честно платят налоги и претендуют на честное правосудие).

 

Что делать, чтобы островок становился больше? Мы имеем сомнения, что эволюционные рецепты типа плана БЭПС, которые предлагают наши западные друзья, сработают в Украине сами по себе. Будет КПД процентов 20. Почему? – приведем пример с тем же автоматическим обменом налоговой информацией. В 2013 году Украина обязалась его внедрить к концу 15 года. Уже 16-й, уже и с нами не хотят делиться, а наши чиновники только рады – значит ничего не найдем, чего не нужно, если, конечно, журналисты не раскопают.                                                                                                      

 

По нашему мнению, необходимы следующие шаги.

 

1) начать с себя. Путь праведника прост и ясен, только люди предпочитают ходить извилистыми дорожками. Мы не даем взяток и платим все налоги, соблюдаем прочие правила украинского законодательства, какими бы дурными они не казались. От табличек о запрете курения до лицензий Микрософт. Иначе мы никогда не начнем менять дурное законодательство – не будет стимула.

 

Часто звучащие тезисы, с которым мы категорически не согласны.

 

«Пусть примут кодекс Южаниной, а потом мы начнем платить налоги» - самообман. При таком подходе мы платить налоги не начнем никогда

 

«Если уже однажды повел себя неправильно – нечего стоить из себя …» и так далее. Чушь, это манипуляция тех, кто желает оставить все, как есть.

 

2) Общественное давление. Об обмене информацией, который никто не спешит внедрять, я уже сказал. Существует масса других примеров, которые дают почву для дискреции. Сейчас, как мне подсказывают, просто не существует органа, который бы мог проверить Президента на предмет офшорного дела. Соответственно, общество должно бороться за внедрение эффективных институтов контроля над государством.

 

3) Реформа отношений государства и общества. Это кодекс Южаниной и другие полезные инициативы, которые позволяют платить всем налоги честно, а прибыли не прятать в офшоры, и убирают разрывы между общей системой налогообложения c одной стороны и зарубежными и внутренними офшорчиками с другой (ИСИ, с/х и пр.).

 

4) реформа государства. Чиновники должны получать рыночную зарплату плюс надбавку за политический риск, и у них должны быть четкие задачи, выполнение которых постоянно аттестуется. Государства должно отказаться от ряда функций, которые оно не может нормально финансировать и не может требовать качественного исполнения задач.


Наши клиенты и партнеры

© 2016 INFORMATION AND ANALYTICS RESOURCE