Курсы котировок

доллар на черном рынке продают по такому курсу
banker.ua

БЕПС и деофшоризация: станет, что с налогами и с нами

 Закончился юбилейный 70-й Конгресс Международной Налоговой Ассоциации в Мадриде. Отгремели фанфары, отзвучали пафосные речи экспертов, специалистов в области международного налогообложения, зачастую занимающих ведущие позиции в экспертных и профильных административных органах ЕС/ОЭСР. Прошли профильные семинары по имплементации БЕПС в СНГ, Латинской Америке, других непрофильных регионах. Время осмысливать масштаб влияния плана БЕПС на налоговую систему и на существующие бизнесы, или собирать осколки, смотря как оценивать происходящее. А они уже появляются – так называемая «пострановая» отчетность например (Country by Country reporting), когда мультинациональные группы должны будут раскрыть детали финансовых показателей по каждой стране достаточно широкому кругу лиц. Или когда компании стран ЕС обязаны будут ввести законодательство КИК, и прощайте, привычные гроздья офшоров под кипрским или словацким холдингом. 

В этом контексте-несколько заметок на полях документов Конгресса. 

Во-первых, комплекс из 15 мер по борьбе с уходом от налогов, объединяемых аббревиатурой БЕПС,  уже давно не является забавой клуба стран ОЭСР. 

Без ухода в подробности, это необходимый для государств инструментарий борьбы с масштабным уходом от налогов крупными корпорациями посредством международных схем, аналогичных применявшимися Apple, Google, MacDonalds  и рядом других групп. 

Но комплекс мер очень жесткий, который наверняка доставит серьезные проблемы и компаниям, ни в какие схемы не играющие, а просто ведущие легитимный  международный бизнес. 

 



И БЕПС наступает. Серо-голубые – это страны, согласившиеся внедрять эти правила. Оранжевые – следующий этап. Не нужно быть гением, чтобы понять, что и в неохваченных пока БЕПС «серых» странах налоговые органы будут внимательно изучать передовой опыт борьбы с агрессивным налоговым планированием, и вопрос их фактической раскраски в голубые/оранжевые цвета это лишь вопрос времени. 

Слайд между прочим из презентации Паскаля Сен-Амана, директора центра налоговой политики и администрирования ОЭСР 

Во-вторых БЕПС, это не скоординированные действия по гармонизации и устранению двойного налогообложения. Это усиление и укомплектация налоговых органов новыми эффективными  инструментами и методами борьбы с уходом от налогов. Как в World of Tanks,  только вместо бронебойной силы снарядов и толщины брони собственной башни – методы выявления постоянных представительств, обязательное раскрытие налогоплательщиком информации по деятельности иностранных компаний, КИК и пр. Это не подготовка к миру. 

Соответственно, налогоплательщикам нужно готовиться к двойному, тройному и т.п. налогообложению. Неслучайно на первой же пленарной сессии по разрешению   налоговых споров основное внимание уделялось процедурам взаимного согласования между налоговыми органами (MAP) разных стран. Это по сути ситуация, когда страны А и Б уже взяли налоги с компании Х и договариваются о том, кто из них ей эти налоги вернет.  Причем без обязанности договориться.

Количество таких процедур возросло за последние 8 лет в 2,2 раза при том, что БЕПС еще и не начинал в полную силу работать.  

Другая опасность - это местечковый налоговый креатив.  Соглашения об избежании двойного налогообложения покрывают лишь прямые налоги. Если страна решит начислять НДС на процентные платежи как Китай или облагать соцстрахом выплаты за монтаж оборудования как Бразилия, это будет приводить к двойному налогообложению, не устраняемому налоговыми соглашениями. В Украине есть свои примеры: например, хорошо известный налог на нерезидентскую рекламу (20%) или нерезидентские страховые премии (до 12%), и хотя уже есть положительная судебная практика, подтверждающая, что на основании положений о недискриминации подобные положения не должны применяться, украинские налоговые органы продолжают упорно применять их на практике. Кроме того, не стоит забывать и о военном сборе, который отсутствует в утвержденной системе налогообложения, но при этом начисляется на все доходы наряду с НДФЛ. Соответственно, это еще один фактор риска, уже помимо БЕПС.

Развития в ЕС и ОЭСР

Происходящее на уровне ЕС обсуждалось на отдельном семинаре. Это в первую очередь Директива о раскрытии информации мультинациональными группами  (2016/881, 25.05.2016) и Директива о мерах по борьбе с уходом от налогов 2016/1164 12.07.2016). Последняя, предмет серьезного анализа, но ключевые для украинских бенефициаров положения – это введение КИК всеми странами ЕС и введение  «налога на эмиграцию» для компаний, кратко описываемого известным мемом «вход-рубль, выход-два». В совокупности с созданием в ЕС общенациональных и публично доступных в отдельных странах реестров бенефициаров (Великобритания, Франция и др.), это сделает страны ЕС гораздо менее привлекательными для украинского налогового планирования.  Для самих же европейцев БЕПС видится источником существенной неопределенности для транснациональных компаний. 

На семинаре ОЭСР БЕПС так же был ключевой темой. Дискуссия обращала внимание, в частности, на такие далеко идущие положения плана БЕПС как обязанность компаний по самораскрытию налоговым органам агрессивных налоговых методов, а налоговых консультантов – об информировании налоговых органов о консультациях, направленных на обход правил о борьбе с уходом от налогов. Это как обязать водителей при нарушении ПДД самим составлять на себя протоколы и направлять в ГИБДД, а специализирующихся на ПДД юристов – сообщать туда же об обращавшихся за консультациями клиентах. 

БЕПС и Украина

После панамского скандала украинское правительство начало авральную подготовку к присоединению к автоматическому обмену информацией, более того, руководитель украинской налоговой службы подтвердил, что для этого все готово, и само присоединение произойдет в ближайшее время (http://sfs.gov.ua/media-tsentr/novini/246969.html).  Наряду с этим активно продвигался законопроект о КИК, который, как всем казалось, должен был быть принят летом и заработать с начала 2017 г. Тем не менее, после того, как интерес к панамским документам утих, оказалось, что в Украине есть проблемы более насущные, и никто всерьез не занимается ни автоматическим обменом, ни имплементацией правил БЕПС. Более того, из неофициальных источников известно, что в части автоматического обмена другие страны обеспокоены возможной утечкой информации из Украины, а поэтому ждут, что до присоединения Украиной будут предприняты адекватные шаги, чтобы этого избежать. Справедливости ради стоит отметить, что некоторые положения БЕПС в Украине существуют уже давно (речь о правиле тонкой капитализации), а некоторые – в несколько другом виде (т. н. GAAR, общее правило против уклонений, в Украине трансформировалось в концепции реальности сделки и деловой цели). Тем не менее, Украине до сих пор недостает правила КИК, т. к. в их отсутствие все украинцы держат деньги за рубежом (безусловно, эти правила смогут заработать только в связке с автоматическим обменом). При этом стоит отметить, что в Украине даже в свете вышеуказанных инициатив так и не началось обсуждение «налога на эмиграцию» (со слов представителей Минфина сейчас в Украине не время для этого), так что мы предполагаем, что даже после утверждения КИК и автоматического обмена из Украины начнутся массовые налоговые миграции в условные Кипры, Монако, Андорры и т.д. 

Итак, какие выводы стоит сделать:

1. БЕПС начинает оказывать влияние на национальные налоговые системы, в том числе украинскую.  Это лишь вопрос времени, Украина будет вынуждена принять эти правила игры, впрочем, вектор национальной налоговой политики направлен в ту же сторону. Тем не менее, действия украинского правительства во многом напоминают действия условного Кипра: на словах здесь все поддерживают прогрессивные инициативы, а в реальности до последнего упираются, чтобы сохранить для себя максимальное количество льгот и лазеек. 
2. БЕПС создаст гораздо больше неопределенности, в особенности для трансграничных операций. Уже появляются свидетельства действий налоговых и судебных органов со ссылкой на БЕПС как способа обойти гарантии защиты недостаточно добросовестного с их точки зрения налогоплательщика.
3. В долгосрочной перспективе БЕПС является необходимым и положительным решением, обеспечивающим что граждане и мелкие бизнесы не будут нести налоговое бремя, от которого избавляются крупнейшие компании уровня Apple с эффективной ставкой налога на прибыль уровня 0,005%. Но пока правила будут отработаны и найден новый баланс интересов, пострадает много компаний, не виноватых ни в чем, кроме ведения трансграничного бизнеса.  
 



Наши клиенты и партнеры

© 2016 INFORMATION AND ANALYTICS RESOURCE