Курсы котировок

доллар на черном рынке продают по такому курсу
banker.ua

Меморандум с МВФ - обязательства в сфере налогообложения

IMF logo 
Недавно в свободном доступе появился текст Меморандума об экономической и социальной политике между Украиной и МВФ (
ссылка на оригинал документа). В нем правительство задекларировало ряд обязательств, которые оно взяло на себя с целью получения финансирования. Данные обязательства касаются и реформы налогообложения. Некоторые из этих инициатив мы уже наблюдаем в законопроекте Минфина, однако есть и такие обещания, типа реформы упрощенной системы налогообложения, которые в законопроект не вошли. Как мы понимаем, их планируется презентовать налогоплательщикам позже; пока же в порядке подготовительных мероприятий Минфин пытается улучшить налогообложение предпринимателей на общей системе.

В числе наиболее интересных тезисов в этой сфере можем выделить следующие (оригинал и перевод см. ниже в таблице):

 

Отмена спецрежима НДС в сельском хозяйстве

Спецрежим в сельском хозяйстве введен только на 2016 год, и Украина не намерена его продлять. С 17 года НДС применяется на общих правилах для всех с/х производителей

 

Реформа упрощенной системы налогообложения

Правительство признает излишнюю сложность/комплексность действующей упрощенной системы налогообложения, что в итоге создает возможности для налоговой оптимизации). Поэтому оно обязуется совершать мероприятия по:

- борьбе со злоупотреблениями при применении упрощенной системы налогообложения;

- уменьшить льготы, которые предоставляет данная система;

- уменьшению комплексности/охвата действующей системы налогообложения. Заметим, что в этой части текст оригинала Меморандума можно понимать по-разному - или как уменьшение числа плательщиков, или как упрощение механизма применения этой системы;

- уменьшению расхождений в налоговой нагрузке между упрощенной и общей системами налогообложения. В этой части также возможны разночтения – не исключено, что Правительство заявляет об упрощении общей системы налогообложения и замены ей упрощенной системы налогообложения.

 

Реформа ГФС, усиление контроля над высокодоходными гражданами, налоговые амнистии

Обещается реформа функций и полномочий подразделений внутри ГФС, создание новой службы налоговых расследований. Будут разработаны новые критерии для идентификации высокодоходных граждан, внедрение программ их проверки, придание ГФС новых полномочий для выявления нарушителей, включая возможность получения информации о счетах в банках.

Налоговые амнистии являются вредными, и внедрение их или их элементов будет согласовываться с МВФ. В любомслучае амнистии не планируются до реформы ГФС, чтобы иметь возможность эффективно выявлять незадекларированные доходы.

 

Унификация отчетности/уплаты ЕСВ и НДФЛ

Правительство Украины взяло на себя обязательство гармонизировать базу обложения НДФЛ и ЕСВ, предоставить возможность подачи единой отчетности/уплаты единой суммы по ЕСВ и НДФЛ.

 

Установление ключевых показателей эффективности для ГФС (KPI) 

Правительство Украины обязалось ввести для ГФСУ ключевые показатели эффективности (так называемые KPI), которые будут учитываться для оценки основных результатов деятельности службы (в части показателей администрирования налогов и таможенных платежей, включая проведения аудитов, взыскание налоговых долгов, уменьшение объема задолженности по возмещению НДС и внутренней реорганизации).

 

Далее приводим текст части оригинала Меморандума относительно обязательств Правительства Украины в сфере налогообложения вместе с переводом на русский язык:

 

 

Оригинальный текст Меморандума

Смысл по-русски

21

The special VAT regime in agriculture, which exempts agricultural producers from paying VAT to the budget was terminated effective January 1, 2017. As a transitional measure for 2016 only, grain producers are required to remit 85 percent of their net VAT obligation to the budget, livestock breeders and milk producers 20 percent; and all other agricultural producers 50 percent. We are committed not to extend the transitional arrangement and will not amend bullet 4 of article 2 of chapter XIX of the tax code, which requires expiration of the special VAT regime on January 1, 2017. From this date onwards, the general VAT regime will apply equally to all agricultural producers

Спецрежим в сельском хозяйстве введен только на 2016 год и Минфин не намерен его продлять. С 17 года НДС применяется на общих правилах для всех с/х производителей

22

The implementation of the recently approved revenue administration reform plan, which is an important priority for 2016, will help build an efficient public revenue collection system that ensures fair and transparent application of tax laws, reduces complexity and arbitrariness, and promotes tax compliance and the development of the private sector. We recognize the damaging effect of tax amnesties on tax compliance and, therefore, in case any tax reform during the program period includes elements of a tax amnesty, any such elements will be agreed with IMF staff, with a view to avoid an adverse impact on tax compliance and on our efforts to tackle corruption. Thus, we will not consider any such amnesty until significant progress has been made in reforming the State Fiscal Service (SFS), including as outlined below, so that it can effectively detect undeclared incomes and enforce taxation.

Налоговые амнистии являются вредными, и внедрение их или их элементов будет согласовываться с МВФ. В любом случае амнистии не планируются до реформы ГФС, чтобы иметь возможность эффективно выявлять незадекларированные доходы

23

We will ensure that the structures of the reformed tax and customs administrations are fully compatible with one another to allow for their merger and the reorganization of the SFS along functional lines by end-December 2016. As part of these efforts, by end-December 2016 we will also consolidate regional offices and substantially reduce administrative functions at regional and local levels, and move all audit and debt management functions to the regional/headquarters level to ensure tighter supervision and greater expertise leaving only front-office functions at the local level. We will furthermore dissolve the tax police and, in consultation with IMF staff, establish by end-October 2016 a new civil service with new staff under the Ministry of Finance that will be responsible for investigation of financial and economic criminal offenses against the State, including tax-related offenses, while removing the role of other government agencies in this area, but without infringing upon the investigative jurisdiction of NABU. Following the completion of the SFS reform, we will consider bringing the new tax investigations service within the SFS structure. b. In addition, we are finalizing draft legislation that will establish criteria for the identification of High Net Worth Individuals (HNWIs), bring them under a new audit program, and provide the SFS with adequate tools to reveal noncompliant taxpayers, including the possibility to access bank account information but with strong safeguards in place to minimize the risks of abuse by SFS staff. We will also allow the moratorium on tax audits for taxpayers with an annual turnover of less than UAH 20 million to expire at end-2016 as envisaged under the Tax Code. We will finalize draft legislation to strengthen the administrative enforcement of debt collection in line with best international practices, and authorize the SFS to use indirect measurement methods to ascertain the correct tax and social security obligations of any taxpayer.

Реформа функций и полномочий подразделений внутри ГФС, создание новой службы налоговых расследований. Новые критерии для идентификации высокодоходных граждан, внедрение программ их проверки, придание ГФС новых полномочий для выявления нарушителей, включая возможность получения информации о счетах в банках.

28

We recognize the need for a fundamental reform of the simplified tax regime, which remains overly complex and offers opportunities for arbitrage. Therefore, by end-September 2016 we will develop a proposal and take action to address its abuse and lessen the concessionality and complexity of the current regime and narrow the gap in the tax burden with  those under the general tax regime. 

28. необходимость в фундаментальной реформы упрощенной системы налогообложения, которая в целом является достаточно сложной и предоставляет возможности для налоговой оптимизации. В связи с этим к концу сентября 2016 года мы подготовим предложение и предпримем действия по борьбе с злоупотреблениями упрощенной системой налогообложения и уменьшим налоговые льготы и сложность действующей упрощенной системы налогообложения, а также уменьшим разрыв между налоговой нагрузкой между упрощенной и общей системами налогообложения.

2.

d) To strengthen compliance for social security contributions, effective January 1, 2017 we will harmonize the bases for social security contributions and the personal income tax and offer the possibility of single filing and payment. To help achieve these objectives we will finalize the relevant plan and launch a taxpayer awareness program by end-September 2016.

d) Для того, чтобы обеспечить соблюдение оплаты отчислений на социальные нужды, которые вступают в силу с 01 января 2017 года, мы гармонизируем базы обложения отчислениями на социальные нужды и налога на доходы физических лиц и предложим возможность по подаче единой отчетности и внесению единого платежа. Для того, чтобы реализовать данные цели мы подготовим соответствующий план и уведомим налогоплательщиков к концу сентября 2016 года.

3

g) We will establish key performance indicators (KPIs) for the SFS in consultation with IMF staff for

2016 and 2017 in September 2016. These targets will focus, inter alia on core performance outcomes of tax and customs administration including audits, the collection of tax debts, eliminating the stock of VAT refund arrears and the internal reorganization.

Мы обязуемся установить по результатам консультации в сентябре 2016 года с представителями МВФ ключевые показатели эффективности на 2016 и 2017, которые в числе других факторов будут учитываться для оценки основных результатов деятельности по администрировании налогов и таможенных платежей, включая проведения аудитов, взыскание налоговых долгов, уменьшения обьем задолженности по возмещению НДС и внутренней реорганизации.

 




Наши клиенты и партнеры

© 2016 INFORMATION AND ANALYTICS RESOURCE